Поля упрощают чтение

Дима Гинтофт:
— Что такое поля? Какую функцию выполняют, зачем они? По каким принципам строятся? Какие бывают? Как отличить красивые от уродливых?

Поля — это отступы от границ страницы или внутри отдельных блоков. Поля можно рассматривать как разновидность контрформы — свободного пространства, окружающего видимые элементы. В общем случае, пустота вокруг объекта помогает выявить его целостность, изолировать от соседей. Но поля ещё и задают конструкцию страницы, во многом определяют её характер.

Простейшая книжная страница состоит из колонки сплошного текста и окружающих его полей. Если оставить только текст, читатель справится. Мозг человека хорошо распознаёт объекты: книгу от окружающей обстановки отделит без проблем. Но надо понимать, что эта задача решается не раз и навсегда. Мозг приспособлен к динамичной среде, поэтому будет «включать распознавание» постоянно: «так, дочитали эту строчку, дальше внешний мир, нам туда не надо, ищем новую». Незачем нагружать подсознание читателя этой работой. С «нейтральной зоной», явно отделяющей текст от окружающего мира, живётся проще.

Если текст разместить на плашке или в контурной рамке — внутри тоже понадобятся отступы. Казалось бы, для изоляции блока достаточно физической границы. Но она мешает читать текст. Фотке не нужны дополнительные поля, а тексту нужны. У набранного левым флагом текста правое поле делаем шире, чтобы правая граница не прижимала свободный край. Нижнее поле стоит сделать существенно больше верхнего: расстояние до последней неполной строки должно быть сопоставимым с расстоянием до предпоследней, тогда придёт гармония.

На бумаге поля оправданы ещё и технологически. Текст без полей не поставишь, потому что нельзя с точностью определить место, где окажется физический край листа. Корешок тоже непредсказуем: в зависимости от способа скрепления страниц туда может «затянуть» несколько лишних миллиметров. А ещё бумажные носители держат руками — неудобно, когда пальцы закрывают текст.

На экране всех этих проблем нет, а без полей всё равно плохо. Так что ключевым в этом вопросе я считаю именно когнитивный аспект.

Принцип построения — дело десятое. Это важно только дизайнеру. Можно взять один из традиционных канонов. Можно выдумать свой. Сделать формалистскую прямоугольную модульную сетку, угорать по золотому сечению, да вообще извращаться как хочешь — лишь бы результат нравился.

Красивые поля отличают от уродливых так же, как всё красивое отличают от уродливого. На глаз. Сначала настраиваешь внутренний камертон — смотришь на то, что авторитетные люди сочли прекрасным, и говоришь себе: «вот это, стало быть, хорошо». И так много раз. Прислушиваясь к себе, но не считая своё сегодняшнее мнение особенно важным. Потом с осторожностью применяешь.

1 комментарий
Дима Гинтофт

Вот хочу я поймать мамонта, но что-то никак не получается. Я же умная обезьянка, я смоделирую поведение того, у кого получается, сделаю как он. В этом есть смысл, я поймаю мамонта. А зачем мне настраивать внутренний камертон? Что мне с того, что небольшая группа людей сочла что-то прекрасным? Сделаю я так, как они говорят (или нет), что мне это даст, кроме одобрения (или порицания) небольшой группы людей?

Популярное