Самостоятельность производных

Некоторые творческие продукты являются производными от какого-либо оригинала — всякие экранизации, римейки, кавер-версии, адаптации и прочие способы художественно трансформировать исходную идею, текст, картинку, сценарий, мелодию или что там ещё.

Эти производные должны быть самостоятельными — в том смысле, что для их адекватного восприятия не должно непременно потребоваться знание первоисточника. Очевидная вещь.

Но не для всех. Сейчас столкнулся в Фейсбуке с репликой и не смог пройти мимо. Речь о фильме. Одна девушка среди прочего говорит «Ждала в развязке какую-нибудь жуть. Не суждено», на что получает от другой девушки следующий пассаж:
— Когда идёте на экранизацию (а это фильм по книге, кто не знает), странно ждать какую-нибудь жуть. Если режиссер добавляет от себя, это называется «по мотивам». Здесь же прямое цитирование автора. Все претензии можете предъявить Фицджеральду, но он уже умер, если вам тоже неизвестно.

И куча «смягчающих» смайликов, ага. Я их убрал специально для вас. Простим автору лукавство и высокомерный тон, обратимся к сути.

Конечно же, знание первоисточника иногда неплохо добавляет глубины восприятия. Знание других работ порой позволяет лучше понять эту. Знание биографии автора может добавить контекста и улучшить понимания текста. Я вам более того скажу: человек с музыкальным образованием острее и полнее воспримет музыкальное произведение, а уж оценить мастерство танцора начиная с какого-то уровня под силу только профессиональному хореографу.

Но смотреть балет можно всем, даже тем, кто в нём не понимает. И понимающему не придёт в голову смеяться над не понимающим — наоборот, он только порадуется, что не понимающий всё-таки пришёл. Если они не какие-нибудь дураки, конечно.

И слушать музыку можно всем, необязательно различать интервалы и определять тональности. И книгу можно читать, если не читал до этого других книг автора, и если не знаешь, кто такой этот автор, сколько ему лет и из какой он страны. Знаешь всё об авторе — ну хорошо, значит тебе было интересно. Но не знать — это нормально.

Слушать кавер-версию, и даже не знать, что существует оригинал — это нормально. Я уверен, что лично вам нравится хоть одна песня, про которую вы думаете, будто это не кавер-версия.

Производная должна иметь самостоятельную ценность, и все, кто создают такие производные — знают об этом, стремятся к этому, специально заботятся об этом. Как следствие, любое отдельно взятое произведение можно воспринимать как есть. Я вовсе не призываю к поверхностности. Знать контекст — это круто. Причём глубина погружения в контекст у каждого своя, и всегда найдётся кто-то, кто копнул глубже (и это ещё один повод не задаваться).

Короче, посмотреть фильм, не зная, что это была экранизация, сказать, что о нём думаешь, что понравилось в героях, что смутило в сценарии — это не странно, это нормально. И если кто-нибудь начнёт убеждать вас в обратном — (многократно зачеркнутые ругательства) не поддавайтесь, друзья!

Популярное